ШКОЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ •Печать•

b_150_100_16777215_0___images_stories_1346095819_school-objects-2.jpg

 

 

МБДОУ "Детский сад № 13" комбинированного вида второй категории

г. Куса Челябинская область




Автор: Афанасьева Ирина Владимировна


Цель: взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Задачи:

- активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс,

-   обеспечивающий улучшение эмоционального самочувствия детей;

-   обогащение воспитательного опыта родителей;

-   повышение педагогической компетентности.

Предварительная работа:

* фотовыставка «Ребенок в детском саду»;

* беседы с детьми «Моя мечта», «Кто такой ученик?»;

* опрос родителей «Знаю ли я своего ребёнка»;

* консультации учителя-логопеда «Звукопроизношение», «Значение чистоговорок»;

* экскурсия в школу;

* организация выставки методической литературы, дидактических игр по теме.


План проведения:

1. Открытый показ занятия с детьми «Вечер головоломок».

2. Сообщение воспитателя «Школьная готовность».

3. Творческая презентация «Дружат дети на планете» (Видеофильм).

Тема: «Формирование коллективизма в дошкольном возрасте».

Сообщение.

Тема родительского собрания«Школьная готовность» выбрана не случайно. Приближается тот день, когда ваш ребенок впервые пойдет в первый класс. А вас в свою очередь уже волнуют вопросы: «А готов ли мой ребенок к школе?», «Как будет учиться?», «Как ему помочь, когда он встретит первые школьные трудности?».

Девочки по всем психофизиологическим законам созревают раньше, чем мальчики. Они в большей степени социально – адаптивны и усидчивы. Мальчики созревают для дисциплинарной школьной среды гораздо медленнее. Им нужно дольше играть, чем девочкам. Не доигравшие мальчики - это горе для учителя и сплошные учебные проблемы для самого ребенка. Очень часто мы встречаем неровные классы: там сидят готовые к обучению прилежные девочки и маленькие мальчики, возящие под партой машинки.

Если говорить формально, то детские психологи выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе:

1.ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ.

Общее развитие ребенка (заболеваемость, физическое развитие (рост, вес и т.д.), «рукастость», заикание и другие невротические проявления).

Развитие общих движений (ловкость, точность, координация, скорость) и моторики руки.

Выносливость (утомляемость), работоспособность, произвольность действий и поведения, умение сосредоточить внимание на малоинтересном задании, не отвлекаться на посторонние раздражители.

Примечание для интересующихся:

Протестировать биологический возраст можно с помощью Филиппинского теста.

В 5-6 лет дети переживают «полу ростовой скачок роста» - он заключается в существенном удлинении конечностей рук и ног - результат характеризует именно биологический возраст ребенка, т.к. отражает не просто уровень развития скелета, морфофункциональной зрелости организма – это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Если этот «скачок» произошел, то ребенок без труда достанет рукой до противоположного уха.

Смена зубов – свидетельствует о том, что жизненные силы ребенка уже закончили работу над формированием физического тела, и часть их уже может освободиться для того, чтобы ребенок мог целенаправленно учиться.

2. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВОСТЬ

Способность к концентрации внимания.

Умение строить логические связи.

Развитие памяти, мелкая моторика.

В принципе, то интеллектуальное развитие, которое получает ребенок с рождения, как в семье, так и в детском саду, те сведения о жизни вообще, которые он черпает из окружающей обстановки, для подготовки к началу обучения в обычной школе достаточны. Любой ребенок к окончанию дошкольного учреждения, как правило, умеет считать до десяти, знает буквы (может, не все, но это не страшно), может логически мыслить. Кстати, если не отмахиваться от вопросов, которые начинает вам задавать ребенок, и не отгораживать его от вашей окружающей взрослой жизни - подготовка к школе будет идти естественно и без напряжения. Скажем, если вы периодически берете ребенка хотя бы в магазин, он может попробовать посчитать, сколько нужно денег, чтобы купить ему, к примеру, конфету. Если конфета стоит шесть-семь рублей, то сколько денег сдадут ему, если мама вручит ему десять рублей и разрешит купить конфету самостоятельно? Какую конфету он желает купить? Написаны названия, пусть назовет хотя бы три первые буквы.

Таким образом, ребенок научится хотя бы в первом приближении читать, считать, делать выбор и совершать некоторые самостоятельные действия. А это, собственно, и есть основа подготовки к школе, чтобы ребенок не просто выпаливал заученные цифры и буквы, а умел сориентироваться в ситуации и был способен думать.

 


3.ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ

Мотивация к обучению.

Умение сосредоточиться.

Управление эмоциями.

Поступление в первый класс вовсе не всегда и не обязательно связано с интеллектуальным развитием. Более того, очень часто родители первоклассников жалуются на то, что ребенок, прекрасно рисовавший в дошкольном возрасте, любивший учить стихи, постоянно что-то сочинявший, выдумывавший, вдруг становится вялым, скучным, отказывается от любимых занятий, капризничает. Обычно это происходит, когда учебная нагрузка оказывается чрезмерной для малыша. Все его свободные силы в этом случае уходят на преодоление сложностей в обучении.

Первый класс - это, прежде всего, письмо. Письмо отнимает столько сил, что у детей часто наблюдается регресс в изобразительном творчестве, в рисунках - это смежные с письмом виды деятельности. Кроме того, надо помнить, что детей, поступивших в школу раньше положенного возраста, подкарауливают сложности в курсе математики. Математика обычно меньше всего пугает родителей - что там такого, в первом классе: два плюс два! Это серьезная ошибка. Действительно, в первом классе, скорее всего, все пойдет более или менее гладко. Проблемы настигнут ребенка во втором и в третьем классе. Там он столкнется с составными задачами, к которым не будет готов исключительно в силу возраста: эти задачи будут казаться слишком сложными.

Важно помнить: развитый ребенок и готовый к школе ребенок - это не одно и то же. Обученность - это те умения и навыки, которым ребенка обучили: умение писать, читать, считать. Обученность может облегчить жизнь ребенку в первые месяцы в школе и даже создать ему временную успешность. Но в ней же кроется и опасность, что ребенку будет скучно учиться. Кроме того, в определенный момент резерв обученности истощится - на старых запасах долго не проедешь. Развитость - это некий потенциал, способность ребенка к самодвижению, к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач. Например, родители ребенка не были озабочены тем, чтобы он бегло читал или тем более писал. Их больше волновало, как бы научить его играть в шахматы. На момент поступления в школу он читает хуже одноклассников. Но при этом обладает такой высокой обучаемостью (не обученностью), что через несколько месяцев легко их догоняет.

Поэтому лучше сосредоточить свое внимание не на форсировании учебных умений, которыми ребенок должен, по идее, овладеть в школе, а на развитии психических функций, обеспечивающих обучаемость. А здесь, кроме внимания, памяти, мышления, воображения, моторики руки, важно развитие социальных умений и навыков.

4. СОЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ

Потребность в общении.

Коррекция поведения в коллективе.

Способность обучаться.

Примечание для интересующихся:

Чтобы определить внутреннюю позицию ребенка, спросите его:

- Хотел бы ты перейти из детского сада в школу? Почему?

- Что тебе нравится в школе? Что бы ты хотел делать в школе больше всего?

- А может быть, лучше походить еще в детский сад? Почему?

- Как ты думаешь, где лучше - в школе или в детском саду?

- Если бы можно было выбирать, что бы ты предпочел: заниматься у себя дома вместе с учительницей или с ребятами в классе и этой же учительницей?

Если ребенку хорошо в детском саду и проблема его недогрузки - единственное, что беспокоит родителей, посоветуйте им не торопиться с поступлением в школу. Умный, тонкий родитель всегда найдет возможности для развития творческих способностей своего малыша: для этого существуют всевозможные кружки, студии, спортивные секции.

Школа
– это система социализации, дисциплинирующая система. В самой благополучной и доброжелательной обучающей среде ребенок не сможет успешно учиться, если ему не знакомо слово "нельзя". Он должен уметь принимать ограничения со стороны других и должен уметь ограничивать сам себя. Кроме того, к моменту поступления в школу ребенок должен обладать известной долей самостоятельности. Если он умеет бегло читать, но не способен завязать шнурки и сложить портфель, пребывание в школе будет осложняться множеством неприятностей.

Подведём итог. Плавание, прогулки, велосипед - это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь. О навыках самообслуживания было сказано выше. Развитие волевых качеств. Для этого его нужно приучать любое начатое дело доделывать до конца. Нужно читать (или рассказывать) детям сказки не менее получаса в день. Полезны занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, самостоятельную смекалку: рисование, лепка, конструирование. Не отмахиваться от детских вопросов, не подавлять "пытливость ума", а значит, и тягу к знаниям, и желание учиться.

Творческая презентация «Дружат дети на планете»

(Видеоматериал).

В заключение - цитата из книги Е.Н. Водовозовой, изданной в 1901 году. «Дайте разумное содержание жизни детей дошкольного возраста, и они у вас не будут ни тупыми, ни вялыми, ни безнравственными... Но что значит дать разумное содержание жизни ребенка дошкольного возраста? Это означает умение подыскать... материал, пригодный для разнообразных занятий ребенка… Этот материал должен быть доступен для его ума и сердца и должен укреплять его здоровье».

Приложение 1.

Организованная образовательная деятельность

с детьми подготовительной к школе группы

МБДОУ детский сад №13

Тема: «Вечер головоломок».


Цель: формировать у детей мыслительные способности, наблюдательность, интерес к познанию окружающего.

Материалы: мяч; модели (неделя, год, времена года, сутки); предметные картинки; кирпич, бутылка, линейка; вопросы на засыпку.

 


1задание.

Инструкция: я буду произносить пары слов, а вы поднимите руку, если услышите одинаковые слова:

день-тень, тень-пень, тень-тень, палка-палка, балка-палка, балка-балка, мишка-миска, миска-миска.

Инструкция: я произнесу пары слогов, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь разные слоги:

ПА-БА, ПА-ПА, БА-ПА, БА-БА, ТЫ-ТИ, ТИ-ТИ, ТИ-ТЫ, ТЫ-ТЫ, СУ-ЩУ, СУ-СУ, ШУ-ШУ, Ши-Си.

Инструкция: я произнесу слоги, а вы внимательно послушаете их и повторите:

ПА-ПО-ПУ, ПО-ПУ-ПА, ПУ-ПА-ПО, ПА-ТА- КА, ТА-КА-ПА, ТА-ПА-КА, ТА-ДА-ТА, ТА-ТА-ДА, ТА-ДА-ДА, БА-ПА-БА, ПА-ПА-БА.

2 задание.

Представьте, что вы встретились с иностранцем, который плохо понимает по-русски. Он просит вас объяснить, что означают эти слова. Как вы ответите?

Наборы слов:

 

 

1. Велосипед, гвоздь, письмо, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.

2. Самолет, молоток, книжка, плащ, перья, друг, прыгать, разделять, бить, тупой.

3. Автомобиль, веник, блокнот, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.

4. Автобус, лопата, альбом, шляпа, пух, ябеда, вертеться, чесать, мягкий, убегать.

5. Мотоцикл, щетка, тетрадь, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать,

3 задание.

Игровое упражнение «Считай дальше» (мяч - счёт от 1 до 10 и обратно)

4 задание.

Работа с моделями (неделя, год, времена года, сутки).

5 задание.

Вопросы на засыпку.

Проба.


1. Что стало с котом в сапогах в Сказке Шарля Перро?

а) стал знатным вельможей ( + )

б) жил с кошкой долго и счастливо

в) продал сапоги и купил ролики

2. Какого родственника ждали герои мультфильма «38 попугаев»?

а) сестру

б) тетю

в) бабушку ( + )

Раунд «Животный мир» (животные и природа).

1. Детеныш коровы?

а) теленок ( + )

б) жеребенок

в) ягненок

2. Почему рыба-пила получило такое название?


а) за сварливый характер

б) похожа на пилу ( + )

в) ей можно распилить все что угодно

3. Правда ли, что барабанная перепонка находится в ухе?

а) нет, она находиться в барабане

б) да, правда ( + )

в)
нет, она находится в животе у барана

Раунд «Увлечения».

1. Как называется профессия человека, который тушит пожары?

а) пожарный ( + )

б) гаситель

в) тушитель

2. Какое пирожное называется в честь императора?

а) «Наполеон» ( + )

б) «Тирамису»

в) «Прага»

3. Без труда не вытащишь и рыбку из...

а) озера

б) пруда( + )

в) лужи

Раунд «Переменка».

Раунд «Культпоход».


1. Какую игрушку в стихотворении Агнии Барто бросила хозяйка?

а)
мишку

б) слоненка

в) зайку ( + )

2. Как называется перерыв в середине спектакля?

а) аншлаг

б) антракт ( + )

в) перемена

3. Золушку прозвали золушкой, потому что она...

а) всегда носила золотые украшения

б) убирала золу ( + )

в) она была злой девушкой

 


Раунд «Большая карта».

1. Египтяне - это...

а) жители Европы

б) жители Египта ( + )

в) жители Австралии

2. 12 апреля отмечают День космонавтики, потому что...

а) в этот день в космос полетели Белка и Стрелка

б) в этот день в космос полетел первый космонавт ( + )

в) в этот день построили первый космический корабль

3. Как называется горная дорога?

а) гирлянда

б) мишура

в) серпантин ( + )

Спецзадание.

1. В какой город пришлось идти девочке Элли и ее друзьям для исполнения заветных желаний?

а) в серебряный

б) в золотой

в) в изумрудный ( + )

6 задание.

«Фантазии зелёный свет». Как можно использовать кирпич? Бутылку? Линейку?

7. Вручение подарков за активное участие.


Приложение 2.

Оценка развития познания.

- Владеет ли ребенок основными понятиями: правый-левый, большой - малый, и т.п.?

- Способен ли ребенок понимать простейшие принципы классификации, например: вещи, которые могут катиться, и которые не могут?

- Может ли малыш удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?

- Может ли ребенок назвать большинство букв алфавита?


Оценка базового опыта ребенка.

- Приходилось ли ребенку сопровождать вас в магазин, на почту, в сберкассу?

- Был ли он в библиотеке?

- Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать истории?

- Проявляет ли ребенок интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?


Оценка языкового развития.

- Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?

- Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?

- Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: пылесос, холодильник, стол и т.п.?

- Может ли ребенок объяснить, где расположены какие-то предметы: на столе, на стуле, на полу, у стены и т.п.?

- Может ли малыш рассказать историю, описать произошедший с ним случай?

- Четко ли ребенок выговаривает слова?

- Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?

- Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию?


Оценка уровня эмоционального развития.

- Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?

- Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?

- Легко ли малышу "переключиться" при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?

- Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении заданий с другими детьми?


Оценка умения общаться.

- Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними?

- Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?

- Способен ли ребенок слушать других не перебивая?

Оценка физического развития.

- Хорошо ли ребенок слышит?

- Хорошо ли он видит?

- Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?

- Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?

- Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?

- Выглядит ли ребенок здоровым, сытым и отдохнувшим?

Зрительное различение.

- Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы? Например, найти картинку, непохожую на остальные?

- Может ли ребенок различать буквы и короткие слова, например б-п, кот-год?

Зрительная память.

- Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из трех картинок, а потом одну убрать?

- Знает ли ребенок собственное имя и хотя бы шесть-восемь названий предметов, которые встречаются ему в повседневной жизни?

Зрительное восприятие.

- Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?

- Понимает ли ребенок, что читают слева направо?

Уровень слуховых способностей.

- В состоянии ли ребенок различать слова, начинающиеся на разные звуки, например лес-вес?

- Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?

- Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

 


Оценка отношения к книгам.

- Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?

- Внимательно ли и с удовольствием он слушает, когда вы читаете ему вслух?

- Задает ли ребенок вопросы о словах - что они значат и т.п.?

Общая и психологическая готовность.

Может ли ваш ребенок:

- Объяснить с помощью слов, а не показывая пальцем, чего он хочет?

- Изъясняться связно, например, "покажи мне…"

- Понимать смысл того, о чем ему читают?

- Четко выговорить свое имя?

- Запомнить свой адрес и номер телефона?

- Писать карандашом или мелками на бумаге?

- Пользоваться красками, пластилином, цветными карандашами, фломастерами?

- Вырезать ножницами с тупыми концами, причем ровно и не поранившись?

- Слушать и следовать полученным указаниям?

- Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?

- Сосредоточиться хоть на десять минут, чтобы выполнить полученное задание?

- Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?

- Положительно оценивать: я - человек, который многое может?

- "Подстраиваться", когда взрослые меняют тему разговора?

- Проявлять интерес к окружающим его предметам?

- Ладить с другими детьми?

Ваши взаимоотношения с ребенком, ваша роль в подготовке его к учебе.

(тут важно отвечать честно хотя бы перед собой)

- Нравится ли вам ваш малыш?

- Слушаете ли вы то, что ребенок говорит?

- Смотрите ли вы на малыша, когда он говорит с вами?

- Стараетесь ли вы создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит?

- Поправляете ли вы речь малыша?

- Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки?

- Хвалите ли вы малыша, обнимаете ли его?

- Смеетесь ли вы вместе с ним?

- Отводите ли вы каждый день время для чтения ребенку и для бесед с ним?

- Играете ли с малышом в какие-нибудь игры?

- Поощряете ли вы интересы и увлечения ребенка?

- Есть ли у малыша хотя бы одна-две собственные книги?

- Есть ли у ребенка дома место, которое отведено только ему?

- Стараетесь ли вы подать малышу пример, читая газеты, журналы, книги, вообще интересуясь окружающими событиями?

- Обсуждаете ли вы с малышом и со всей семьей что-то интересное из прочитанного или услышанного вами?

- Стараетесь ли вы сказать все за малыша, прежде чем он сам успеет открыть рот, в магазине или у зубного врача?

- Смотрите ли вы телевизор вместе с ребенком?

- Задаете ли вы малышу вопросы о смысле увиденного по телевизору?

- Ограничиваете ли вы возможность ребенка смотреть телевизор?

- Стараетесь ли вы ходить с малышом на прогулки?

- Собираетесь ли вы сводить ребенка в зоопарк, в театр, в музей?



Приложение 3.

Тест «Кругозор».

Цель теста: определение объема сведений о себе, своей семье, окружающим мире, а также способности к анализу и суждениям.

1. Назови свое имя, фамилию, отчество.

2. Назови фамилию, отчество родителей.

3. Ты девочка или мальчик? Кем будешь, когда вырастешь: мужчиной или женщиной?

4. У тебя есть брат, сестра, кто старше?

5. Сколько тебе лет? Сколько будет через год, два?

6. Сейчас утро, вечер (день или утро?)

7. Когда ты завтракаешь (утром или вечером?), обедаешь? Что бывает раньше обед или ужин, день или ночь?

8. Где ты живешь, назови свой домашний адрес?

9. Кем работают твои родители?

10. Ты любишь рисовать? Каково цвета этот карандаш (платье, книга?)

11. Какое сейчас время года, почему ты так считаешь?

12. Когда можно кататься на санках - зимой или летом?

13. Почему снег бывает зимой, а не летом?

14. Что делает почтальон (врач, учитель?)

15. Зачем в школе нужен звонок, парта?

16. Ты сам хочешь пойти в школу?

17. Покажи свой правый глаз, левое ухо? Зачем нам нужны глаза, уши?

18. Каких животных ты знаешь?

19. Каких птиц ты знаешь?

20. Кто больше, корова или коза?

21. Что больше 8 или 5? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.

22. Что нужно сделать, если ломаешь чужую вещь?


Попросите ребёнка нарисовать человека: "Возьми лист бумаги и нарисуй человечка. Реши, кто это будет: мальчик, девочка, дядя, тетя".

В идеале это должна быть картинка фигуры человека, у которой есть все части: уши, глаза, рот, туловище, шея, руки с пальцами, ноги, нижняя часть туловища отделена от верхней.

Наблюдайте, не подсказывайте. Чем меньше деталей, тем примитивнее рисунок.

Тест "Повтори".

Напишите на нелинованном листе бумаги фразу письменными буквами: "Ей дан чай".

Инструкция может быть следующая: "Посмотри внимательно, как нарисованы здесь буквы, попробуй написать их точно так же".

Самый высокий балл можно дать, когда вы видите, полную схожесть букв и образца. Конечно, буквы могут отличаться от оригинала, но не больше чем в два раза.

А так же ребенок должен показать, что он увидел заглавную букву, которая будет выше остальных.

Тест "Круг".

Нарисуйте циркулем на листе круг диаметром примерно 2,5 см.

Попросите ребенка аккуратно обвести его по контуру, не отрывая руки.

Если это задание выполнено успешно, то вы увидите точное воспроизведение образца.

Понаблюдайте, насколько грубые ошибки допущены в этой работе.

Если вы видите, что ребёнку многое дается с трудом, и тем более у него нет желания - не стоит его заставлять. В конце концов, он просто не готов.

Приложение 4.

Если вам очень хочется заниматься с ребенком дома, то вам пригодятся наши рекомендации:

- для того, чтобы ребенок научился распознавать клеточки в тетради, рисуйте, займитесь мозаикой, маленькими фишечками;

- рисуйте “кривулечки”, дорисовывайте до узнаваемого рисунка или смешного. Малыш научиться видеть не только плоскость, но и линию. Это разовьет и его воображение;

- раскрашивайте рисунок карандашам то густо, то бледно. Карандаши хорошо менять то толстый, то тонкий;

- возьмите акварельные краски и тонкую кисточку и учите ребенка обводить рисунки. Сначала крупные (фигурки, цветы), затем поменьше (ягодки, кружочки);

- затем закрашивайте рисунки акварелью, чтобы кисточка оставляла тоненькую полоску. Так рука и глаз приучатся работать вместе;

- научите ребенка набирать петли на толстых спицах и толстыми спицами. Это тренирует локоток и терпение, поможет малышу ровно держать спину во время письма за партой;

- лепите из пластилина, вяжите - это тренирует пальчики, ведь они такие непослушные;

- покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы, кроссворды, находите различия и сходство в картинках. Это поможет развить логическое мышление;

- не запрещайте играть девочкам в куклы, а мальчикам в машины. Играя, они освоят счет и задачи.

Приложение 5.

МУДРЫЕ СОВЕТЫ Симона Соловейчика из книги “Педагогика для всех».

Подготовим маленького к самостоятельной жизни среди сверстников, попытаемся научить его простым правилам детского общежития.

- Не отнимай чужого, но и не все свое отдавай.

- Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защититься.

- Не дерись без обиды.

- Не обижайся без дела.

- Сам ни к кому не приставай.

- Зовут играть - иди, не зовут - попросись, это не стыдно.

- Не дразни, не канючь, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чем не проси.

- Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем за отметки не спорь, и на учителя за отметки не обижайся. Делай уроки, а какие будут отметки, такие и будут.

- Не ябедничай за спиной у товарищей.

- Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят, не будь и чистюлей, дети не любят и чистюль.

- Чаще говори: давай дружить, давай играть, давай водиться, давай вместе домой пойдем.

- И не выставляйся! Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты мой любимый. Иди в школу, и пусть она тебе будет в радость, а я буду ждать и думать о тебе. Дорогу переходи внимательно, не торопись.