"ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ К ШКОЛЕ. ЧТО ЭТО?" •Печать•

b_150_100_16777215_0___images_stories_1346095819_school-objects-2.jpgМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
общеразвивающего вида
«Детский сад № 41 г. Йошкар – Олы «Василинка»

Республика Марий Эл

г. Йошкар – Ола



Автор: Морозова Мария Дмитриевна ,воспитатель первой квалификационной категории.


Цель: сообщить родителям знания по проблеме подготовки к школе, рассказать о сущности этой подготовки, дать рекомендации.

Ход собрания:

Ведущий: Дети очень быстро растут. И вот ваш ребенок, вчерашний малыш, уже стал большим, скоро пойдет в школу. У многих родителей поступление в школу вызывает опасения, тревогу. И неслучайно, ведь это переломный момент в жизни ребенка: резко меняется весь образ жизни, он приобретает новое положение в обществе. Теперь главное в его жизни – учеба, образовательная деятельность. Он отвечает за нее перед учителем, школой, семьей. Усвоение знаний становится основной целью.

Что же является важным в подготовке к школе?
Подготовка к школе – процесс многоплановый. Следует отметить, что начинать заниматься  с детьми следует с младшего дошкольного возраста, и не только на специальных занятиях, но  и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, труде, общении со взрослыми и сверстниками.
Выделяют разные виды готовности к школе.

Прежде всего, важна психологическая готовность. Она заключается в том, что у ребенка уже к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику. Итогом развития в дошкольном детстве являются только предпосылки этих черт, достаточные для того, чтобы приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учебе. К таким предпосылкам относятся желание стать школьником, выполнять серьезную деятельность, учиться. Это желание появляется к концу дошкольного возраста у подавляющего большинства детей. Оно связано с очередным кризисом психического развития, с тем, что ребенок начинает осознавать свое положение дошкольника как не соответствующее его возможностям, перестает удовлетворяться тем способом приобщения к жизни взрослых, который ему дает игра. Он психологически перестает игру, и положение школьника выступает для него как ступенька к взрослости, а учеба – как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.
Но не только возможность учиться привлекает детей. Для дошкольников большой притягательной силой обладают внешние атрибуты школьной жизни: звонки, перемены, отметки, то, что можно сидеть за партой, носить портфель и др. Такой интерес тоже важен, поскольку в нем выражено стремление ребенка изменить свое место в обществе, положение среди других людей.

Важная сторона психологической готовности ребенка к школе – достаточный уровень его волевого развития. Ученику приходится включать произвольное внимание, произвольную память, поскольку в учении есть и обязательные, «скучные» моменты. Произвольность познавательной деятельности начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, к моменту поступления в школу, она еще не достигает полного развития. Ребенку трудно длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание,  заучивать значительный материал и т.д.

 


Ведущий 2: Какими качествами должен обладать, по вашему мнению, будущий первоклассник?
Важно подчеркнуть, что это нравственно – волевые качества: настойчивость, трудолюбие, прилежание, усидчивость, терпение, чувство ответственности, организованность, дисциплинированность, от которых зависит, будет ли ребенок учиться с удовольствием или учеба превратится для него в тяжкое бремя. Дети, которые не обладают этими качествами, несоб¬ранны на занятиях, не стремятся добывать знания, схватыва¬ют лишь то, что дается им без особых усилий. Иногда родители жалуются, что уже в начале учебного года ребенок не же¬лает идти в школу. Ему надоело учиться.
Готовность к школе предполагает и определенный уро¬вень умственного развития. Ребенку необходим запас зна¬ний. Родителям следует помнить, что само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития. Школа ждет не столько образованного, сколько психологически подготовленного к учебному труду ребенка. Значительно существеннее не сами знания, а то, как дети умеют ими пользоваться, применять их при решении тех или иных задач. Родителей порой радует, что ребенок запомнил текст стихотворения, сказки. Действительно, у детей очень хорошая память, но важнее для умственного разви¬тия понять текст, суметь пересказать его, не исказив смыс¬ла и последовательности событий. Иногда взрослые раду¬ются, когда ребенок считает до ста и даже более. Не нужно увлекаться счетом до бесконечности. Важно познакомить ребенка с понятием числа как выражения количественной стороны любых явлений, помочь ему овладеть решением простейших арифметических задач и особенно умением их самостоятельно составлять, пусть в пределах пяти. Это отно¬сится к детям старшего дошкольного возраста. Бывают случаи, что ребенок решает сложные примеры и задачи, выхо¬дящие за пределы первого десятка, на элементарный вопрос педагога: «Что больше — один или два», не может ответить. Часто дома дети пользуются калькулятором или компьюте¬ром, они просто запоминают результаты, а счетная деятель¬ность у них не развита.

Проводите с детьми наблюдения, беседы, позвольте ему почувствовать себя первооткрывателем. Например, наблюдай¬те вместе с ним за облаками, находите в них сходство с фигурками людей и животных; «измеряйте» глубину лужи, наблю¬дайте за явлениями природы.

Ведущий:

Советы родителям:
•    Развивайте настойчивость, трудолюбие ребенка, умение доводить дело до конца.

•    Формируйте у него мыслительные способности, наблюда¬тельность, пытливость, интерес к познанию окружающе¬го. Загадывайте ребенку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребенок рассуждает вслух.

•    По возможности не давайте ребенку готовых ответов, за¬ставляйте его размышлять, исследовать. Например, если он утверждает, что деревья зимой умирают, можно вместе с ним срезать веточку и поставить в комнате. Через неко-торое время на ней появятся листочки.

•    Ставьте ребенка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.

•    Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребенок понял их содержание, сумел ли вникнуть п причинную связь событий, правильно ли оценивал поступ¬ки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет и др.

•    Особо следует сказать о специфике обучения ребенка-дош¬кольника. Оно носит «изустный» характер, то есть из уст в уста. При обучении в детском саду мы не используем тексты, печатное слово. Обучение идет на слух с примене¬нием наглядных игровых методов.

Можно предложить родителям просмотр несколько фрагментов видеозаписи занятий по математике, развитию речи, изобразительной деятельности с детьми подготовительной к школе группы.

Особое место в подготовке детей к школе занимает овладение некоторыми специальными знаниями и навыками — грамотой, счетом, решением арифметических задач. Овладение грамотой и элементами математики в дошкольном возрасте может влиять на успешность школьного обучения. Важно, чтобы ребенок умел слышать звуки слова, осознавать его зву¬ковой состав. Чтение должно быть слитным или по слогам. Побуквенное чтение затруднит работу учителя, так как ребен¬ка придется переучивать. Так же обстоит дело и со счетом — умение считать окажется полезным, если оно опирается на понимание математических отношений, значения числа и бес-полезным, если этот навык усвоен механически.

Одна из важнейших задач подготовки детей к школе — развитие необходимой для письма «ручной умелости» ребенка.

 


Ведущий 2: "Тест для родителей будущих первоклассников"
•  Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
•  Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?
•  Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности, в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
•  Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
•  Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?
•  Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
•  Умеет ли он изменять существительные по числам?
•  Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
•  Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?
•  Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
•  Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?
•  Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
•  Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
•  Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?
•  Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
•  Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?
•  Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно - рисовать, собирать мозаику и т.д.?
•  Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

А теперь нужно подсчитать количество утвердительных ответов, получив за каждый по одному баллу.
15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;
10-14 баллов - вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;
9 и меньше - почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

Ведущий: Игра «Продолжи фразу»
•    Я благодарен сегодняшней встрече…
•    Я благодарен своим педагогам…
•    Я благодарен родителям моей группы…
•    Я благодарен своему ребенку…
•    Я благодарен себе…

Рекомендации для родителей по проверке готовности в школу:

Оценка развития познания
1. Владеет ли ребенок основными понятиями (например: правый/левый, большой/маленький, верх/низ, в/из и т.д.) ?
2. Умеет ли ребенок классифицировать, например: назвать вещи, которые могут катиться; назвать одним словом группу предметов (стул, стол, шкаф, кровать – мебель)?
3. Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории?
4. Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум 3 указания (одень носки, сходи в ванну, там умойся, после этого принеси мне полотенце)?

Оценка базового опыта
1. Приходилось ли ребенку сопровождать взрослых на почту, в магазин, в сберкассу?
2. Был ли малыш в библиотеке?
3. Бывал ли ребенок в деревне, в зоопарке, в музее?
4. Была ли у Вас возможность регулярно читать малышу, рассказывать ему истории?
5. Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо. Есть ли у него хобби?

Оценка языкового развития
1. Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
2. Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?
3. Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи, например, пылесос, щетка, холодильник?
4. Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под стулом и т.д.?
5. В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь прошедший с ним случай?
6. Четко ли ребенок выговаривает слова?
7. Правильна ли его речь с точки зрения грамматики?

 


Оценка уровня эмоционального развития
1. Выглядит ли ребенок веселым дома и среди сверстников?
2. Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
3. Легко ли малышу "переключиться” при изменениях в распорядке дня, перейти к новой деятельности?

Оценка умения общаться
1. Включается ли ребенок в игру других детей, делится ли с ними?
2. Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?

Оценка физического развития

1. Хорошо ли ребенок слышит?
2. Хорошо ли он видит?
3. Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
4. Развита ли у него координация моторных навыков (может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице без помощи взрослого, не держась за перила,…)
5. Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?

Зрительное различение
1. Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы (найди картинку, непохожую на остальные)?

Зрительная память
1.    Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из 3х картинок, а затем одну убрать?

Зрительное восприятие
1. Способен ли ребенок разложить по порядку серию картинок?
2. Понимает ли он, что читают слева направо?
3. Может ли самостоятельно, без посторонней помощи сложить головоломку из 15 элементов?

Уровень слуховых способностей
1. Может ли ребенок рифмовать слова?
2. Различает ли слова, начинающиеся на разные звуки, например, лес/вес?
3. Может ли повторить за взрослым несколько слов или цифр?

Оценка отношения к книгам
1. Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?
2. Внимательно ли и с удовольствием ли он слушает, когда ему читают вслух?
3. Задает ли вопросы о словах, об их значении?

Степень психосоциальной зрелости (кругозор)
Ребенок должен уверенно ответить на следующие вопросы:

1. Назови свои фамилию, имя, отчество.
2. Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.
3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?
4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?
5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?
6. Сейчас утро или вечер (день или утро)?
7. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?
8. Что бывает раньше – обед или ужин?
9. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес, телефон. Кем работает твой папа, твоя мама?
10. Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента ( платье, карандаш)
11. Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
12. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
13. Почему снег бывает зимой, а не летом?
14. Что делает почтальон, врач, учитель?
15. Зачем в школе нужна парта, звонок?
16. Ты хочешь пойти в школу?
17. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши, нос?
18. Каких животных ты знаешь?
19. Каких птиц ты знаешь?
20. Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?
21. Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.
22. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?