"РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ" •Печать•

 

b_150_100_16777215_0___images_stories_1346095819_school-objects-2.jpgМуниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 48 "Чебурашка"

г. Астрахань

 



Автор: Гарагазиева Альфия Назанбековна, воспитатель.

Цель: Помочь родителям в подготовке ребенка к школьному обучению, дать необходимые знания и  профессиональные рекомендации.

Задачи:

1. Дать необходимую информацию о готовности ребенка к школьномуобучению. Познакомить с понятием « Готовность к школьному обучению».
2. Дать знания о психологической готовности дошкольников к обучению в школе.
3. Рассказать об особенностях адаптации первоклассника к школьному обучению. Познакомить с понятием  «Школьная адаптация»
4. Провести с родителями тест на определение готовности ребенка к школе.
5. Дать полезные рекомендации родителям.

Оборудование: бумага, ручки для родителей, доска, мел.

Предварительная работа:

1. Подготовка необходимого информационного материала и оборудования для родителей.

2. Подборка музыкального сопровождения (перед началом собрания звучит музыка, а также во время тестирования.)

3. Подготовка помещения для проведения собрания  (столы расставлены в форме полукруга.)

Форма проведения: круглый стол.

Состав родительского собрания: родители воспитанников, воспитатель группы, педагог-психолог.

Ход родительского собрания:

Звучит песня « Учат в школе…»

Здравствуйте ,Уважаемые родители!


И снова мы собрались за этим круглым столом чтобы обсудить проблемы касающиеся наших детей. Эту песню для вас я включила не просто так, сегодняшнее наше собрание мы посвятим, такой теме как: « Подготовка дошкольника к обучению как условие успешной адаптации в школе».

Теоретический блок

Поступление ребенка в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. Для безболезненного и успешного вхождения в учебную деятельность, ребенок должен быть здоровым и всесторонне подготовленным.
Начало обучения в школе – один из серьезных моментов в жизни ребенка, связанный с большим количеством нагрузок: социально-психологические перемены в жизни ребенка – новые контакты, новые отношения, новые обязанности, новая социальная роль «ученика».Для дошкольника, учеба является обязательной общественно значимой деятельностью. Жизнь ученика подчинена системе строгих, одинаковых для всех школьников правил, т.е усвоение знаний. Учитель, в свою очередь, является официальным носителем общественных требований к ребенку, а оценка, которую получает ребенок на уроке, не выражает личного отношения учителя к ребенку, это объективная мера его знаний.
На уроке всем детям необходимо следить за указанием учителя, четко их выполнять, не отвлекаться и не заниматься посторонними делами, ученик должен ответственно относиться к учебе, подчиняться требованиям и правилам школьной жизни. Для успешной учебы ему необходимо иметь разные познавательные интересы, широкий умственный кругозор, ученику необходим тот комплекс качеств, который организует умение учиться, сюда входят понимание смысла учебных задач, осознание способов выполнения действий, навыки самоконтроля и самооценки. Все это и есть компоненты готовности к школе.« Быть готовым к школе не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе значит быть готовым всему этому научиться».
Второе направление в подготовке дошкольников к школе это психологическая готовность детей к школе. Важная сторона психологической готовности к школе –уровень волевого развития ребенка. На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.

 


В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:

Личностная готовность:
•    Принятие на себя роли школьника
•    Мотивация
•    Самооценка
•    Эмоциональная готовность

Интеллектуальная готовность:
•    Особенности памяти
•    Уровень развития мышления
•    Общее развитие речи
•    Предпосылки учебной деятельности

Социально – психологическая готовность:
•    Умение строить отношения с окружающими
•    Контактность
А также важны и другие факторы к успешному обучению ребенка к школе:
•    Состояние физического здоровья
•    Благоприятные отношения в семье
Уровень квалификации и личностные качества учителя
В процессе школьного обучения учащиеся проходят адаптацию к учебной деятельности.

Адаптация – это приспособление организма к условиям существования. Особое напряжение организма наблюдается у первоклассников, когда новые, социально обусловленные требования вызывают стрессовую реакцию организма ребенка. « Школьная адаптация» - это приспособление ребенка к первичному учебному коллективу (классу), нормам поведения и взаимоотношений в новом коллективе.В процессе школьной адаптации происходит включение ребенка в систему взаимоотношений класса с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями. Период адаптации может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от индивидуальных особенностей ребенка, характер взаимоотношений с окружающими , тип учебного заведения (т.е уровень сложности образовательной программы) и степени подготовленности ребенка к школе. Нарушение адаптации рассматривается как предпосылки для развития разного рода патологических состояний. У некоторых детей, возникают вредные привычки: сосание пальцев, обкусывание ногтей и пр.. В этот период неустойчивой адаптации дети часто болеют простудными заболеваниями, у них снижается масса тела, снижается работоспособность, быстро наступает утомление, низкая точность выполнения задания.

Немаловажным фактором является поддержка взрослых – мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.
Успешная адаптация ребенка подтверждается несколькими признаками:
•    Удовлетворенность ребенка процессом обучения (ему нравится в школе, и он не испытывает трудностей и страхов).
•    Легко справляется с программой (ребенок не испытывает затруднений при обучении).
•    Самостоятельность выполнения заданий. (Зачастую родители усердно « помогают» ребенку в выполнении домашних заданий, что порой вызывает противоположный эффект, т.е ребенок привыкает и не хочет выполнять задание в одиночку. Здесь лучше обозначить границы вашей помощи.)
•    Удовлетворенность межличностными отношениями с одноклассниками и учителем.
Можно считать, что адаптация прошла успешно, если ребенок эмоционально стабилен, чувствует себя здоровым, хорошо работает на уроках, ведет себя в соответствии с общепризнанными нормами, освоился в роли ученика. Хороший признак – ребенку нравится ходить в школу, ему интересно учиться, он получает хорошие отметки, спокойный сон и нормальный аппетит.
Таким образом, проблемы успешной адаптации ребенка во многом определяются характером взаимодействия школы и семьи. Семья – один из основных институтов обеспечивающих взаимодействие личности и общества, определение интересов и потребностей. Семья дает ребенку знания о жизненных целях и ценностях, о том, как надо себя вести в той или иной ситуации. В семье ребенок получает «первые уроки жизни», усваивает нормы поведения, соотносить свое «я» с «я» других людей.
Объяснения и наставления родителей, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывает у детей привычки поведения, общения, оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого.
Уважаемые родители. Сейчас я попрошу вас ответить на вопросы , предложенные в бланках, суммировав балы вы сможете понять готов ли ваш ребенок к школе.

Родителям предлагается тест (звучит спокойная музыка)

 


Тест для родителей на определение готовности ребенка к школе

Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.

1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок в первый класс?
2. Считает ли он, в школе узнает много нового и интересного?
3. Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т.п.)?
4. Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?
5. Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?
6. Знает ли ваш ребенок стихи  наизусть?
7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
8. Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам?
9. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?
10. Умеет ли он прибавлять и отнимать единицы от чисел первого десятка?
11. Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?
12. Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?
13. Умеет ли ваш ребенок управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?
14. Может ли он из пяти элементов разрезанных на части картинки за минуту собрать целый рисунок?
15. Знает ли ваш ребенок название диких и домашних животных?
16. Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом « фрукты» яблоки и груши?
17. Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т.д?

Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.

Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.

В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша – задача систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнение различных упражнений. Возможно, на первых порах школьного обучения вам придется очень тщательно выполнять вместе с ребенком домашнее задание, но не стоит отчаиваться – упорные и систематические занятия помогут вашему ребенку овладеть необходимыми знаниями и вырабатывать нужные умения и навыки.

Родителям предлагается ответить на вопросы


Анкета « Готовы ли к школе родители?»

Готовы ли Вы:
•    Помочь своему ребенку, не рассердившись;
•    Не кричать, принимать спокойно все так, как есть;
•    Не унижать;
•    Не обижать;
•    Не сравнивать с другими своего ребенка;
•    Не наказывать без явной причины, а лишь потому, что Вы не в духе.

Рекомендации для родителей:

1. Создайте благоприятную атмосферу в семье, доброжелательные отношения.
2. Формируйте правильное и положительное представление о школе.
3. Уделяйте больше времени своему ребенку в подготовке к школе.
4. Радуйтесь успехам ребенка. Не скупитесь на похвалу.
5. Относитесь внимательно к просьбам и жалобам вашего ребенка.
6. Проявляйте интерес к школьной жизни ребенка.
7. Не ругайте за плохие отметки. Постарайтесь разобраться и помочь.

Дорогие родители я благодарю вас за внимание, за уделенное вами время.

Я желаю вам успехов в подготовке вашего ребенка к школе ,а вашим детям успехов в учебе.  

Список литературы
1. Венгер Л.А.,Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок в школу? – М.: 1994
2. Гейко В.А « Роль семьи в развитии школьных успехов».\\ Начальная школа, №3, 1999, с. 60 – 61.
3. Безруких М.М. Ступеньки к школе: кн. Для педагогов и родителей. – М.: 2001
4. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: 1991
5. Гребенщиков И.В. Школа и семья. – М.: 1985