" ПУТЕШЕСТВИЕ НА МАШИНЕ ВРЕМЕНИ В СТРАНУ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ " •PDF• •Печать•

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

"Северо-Енисейский детский сад №5"

Красноярский край

Северо-Енисейский район

п. Северо-Енисейский

 

Автор: Бектяшкина Елена Дмитриевна, воспитатель

 

Как только были придуманы правила дорожного движения, человечество тут же научилось их нарушать, что зачастую приводило к авариям.

Дорожно-транспортное происшествие – всегда несчастье для родственников пострадавших, особенно для детей.

Участие в ДТП всегда морально-психологическое потрясение, которое испытывает ребенок при этом, оно травмирует его на всю жизнь. Поэтому необходимо проводить занятия, которые помогут дошколятам стать грамотными пешеходами.

Беспокойство за самых беззащитных граждан – маленьких детей и стало одним из приоритетных направлений моей педагогической деятельности.

В 2007 году приняла участие в краевом конкурсе профилактических программ дошкольных образовательных учреждений Красноярского края по организации работы и обучению детей Правилам дорожного движения и предупреждению дорожно-транспортного травматизма «Зеленый огонек», который и взят за основу деятельности в данном направлении. В группе ведётся работа по профилактике безопасности дорожного движения, как с детьми, так и с родителями.

На протяжении 2008-2009г. мною были организованы и проведены совместные мероприятия для родителей с сотрудниками ГИБДД: «Опасные ситуации на дорогах», «Ремень безопасности», «Мой безопасный путь» и др. Мои воспитанники проходят профориентацию, узнают о работе милиции, расширяют круг общения, адаптируются в среде новых людей, узнают основы безопасного поведения на дорогах.

Дети принимают участие в конкурсах от Фёдора Свистулькина на детской тематической страничке «УМКА», проводимые местной газетой «Вестник севера», являются активными участниками телевикторины «Веселый светофорчик». Победители этих конкурсов, получили удостоверение юного инспектора дорожного движения и памятные подарки от ГИБДД за высокие знания в Правилах дорожного движения. В 2009г. совместно с детьми принимали участие в конкурсе детских творческих проектов «Молодое поколение за безопасность движения».

Коллективная работа «Наш поселок в будущем» стала победителем районного конкурса и была направлена на краевую выставку в Красноярский краевой Дворец пионеров и школьников. В апреле 2009 при совместном сотрудничестве ОГИБДД и МОУ СОШ №1 была организована экскурсия в школу в кабинет ПДД. С детьми были проведены занятия по теме «На дороге не играй, дорожную азбуку твердо знай» – дети показали хорошие знания, что подтверждает систематическую работу в данном направлении. Одним из самых ярких и познавательных мероприятий в марте 2008 года стало «Путешествие на машине времени в страну дорожных знаков».

Этот праздник был опубликован как в местных средствах массовых информации, так и краевых (газета «ГОСАВТОИНСПЕКЦИЯ Красноярского края») и всероссийских (газета «Добрая дорога детства» №19 (181) в 2008 г), хочу познакомить коллег с этим мероприятием.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Дети входят в музыкальный зал, рассаживаются по кругу, воспитатель начинает беседу.

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о правилах дорожного движения. Наш детский сад и дома, где вы живете, находятся рядом с большой дорогой. Если мы прислушаемся, то услышим гул от движения множества автомобилей. Они мчатся на большой скорости по проезжей части – дороге. А рядом с дорогой проложена дорожка для пешеходов, как она называется? (Тротуар).
– Вам часто приходится переходить дорогу, когда вы идете со взрослыми в детский сад или магазин, вам приходится ездить на машине или на автобусе. Скажите ребята, а что нужно знать и соблюдать, чтобы спокойно переходить улицу? (Правила дорожного движения)
– Сегодня у нас много гостей, один из них – инспектор ГИБДД, старший лейтенант милиции Капралова О.Н.

Инспектор ГИБДД: Делаем, ребята предостережение: Выучите срочно правила движения! Чтоб не волновались каждый день родители, чтоб спокойны были за рулем водители.

Воспитатель: Что же это за правила такие, Саша?

Ребенок:

Чтоб машины не спешили, шел спокойно пешеход
Стоят знаки на дороге и дежурят круглый год.
Самый малый знак дорожный он стоит не просто так,
Будьте, будьте осторожны соблюдайте каждый знак!

Воспитатель: А сейчас проведем разминку и проверим, как ребята знают знаки и правила движения. Я вам буду задавать вопросы, а вы внимательно слушай те и дружно, вместе на них отвечайте «да» или «нет».

Разминка

– Быстрая в городе очень езда, правила знаешь движения?
– Вот в светофоре горит красный свет, можно пройти через улицу?
– Ну а зеленый горит, вот тогда можно идти через улицу?
Сел в автобус, но не взял билет, так поступать полагается?
Старушке в преклонные очень года, ты, место в трамвае уступишь ей?
Можно прямо на дороге поиграть с мячом немного?
– Чтоб с горы скорей скатиться, можно к автобусу санками прицепиться?

Воспитатель: Хорошо, дружно отвечали, а сейчас – загадка: Чтоб тебе помочь путь пройти опасный, горим мы день и ночь – зеленый, желтый, красный. (Светофор)

– Будем с вами мы играть, светофор по кругу передавать, на мои вопросы по очереди отвечать. Данила, напомни правила игры.

Данила: Говорит тот, у кого светофор, слушать говорящего, не перебивать, передавая светофор смотреть товарищу в глаза. (Дети сидят в кругу, по очереди передают светофор, отвечая на вопросы воспитателя, неверные ответы детей поправляют сверстники, инспектор ГИБДД подводит итог.)

 

Вопросы к детям: Почему проезжая часть разделена белой полосой? Кому разрешено ездить по белой полосе? Где можно безопасно переходить улицу? Как узнать, что именно здесь пешеходный переход? Как нужно переходить улицу, если нет светофора? Что такое островок безопасности? На какие части делится дорога? Что такое тротуар? Кто следит за порядком на дороге? Как называется палочка для регулировки движения? Кто и что управляет движением на улицах и дорогах? Сколько сигналов у светофора? Как нужно переходить улицу, если есть светофор? Что означает красный, желтый, зеленый свет? Что такое перекресток?

Воспитатель: А теперь предлагаю вам поиграть в игру «Перекресток» и показать на деле как вы соблюдаете правила дорожного движения. Вам нужно разделиться на две команды: первая будет наблюдать, вторая – действовать, а потом поменяетесь местами. Договаривайтесь в командах, кто расставит знаки на перекрестке, кто будет изображать роль машины, а кто пешехода, возьмите необходимые атрибуты и по сигналу начнем игру.

 

Сюжетно-ролевая игра «Перекресток» (дети, воспитатель и инспектор наблюдают, по ходу игры обращают внимание на нарушения правил, а по окончанию игры обсуждают).

Воспитатель: Ну что ж, дорожную азбуку вы знаете, поэтому хочу вас пригласить в путешествие на машине времени, чтоб посмотреть как жили люди десять тысяч лет назад. Чтоб отправиться в полет, в круг скорее все вставайте, за мной дружно повторяйте, будем заводить машину: хлопок перед грудью, по коленкам, у правого плеча, у левого плеча (аналогично 3 раза с ускорением темпа). На колени опуститесь, крепко за руки возьмитесь, как закроете глаза, полетим мы все тогда.

Полет на машине времени (сопровождается космической музыкой, музыка затихает, машина приземляется)

 

Дети выходят из машины, и видят перед собой пещеру, дикарей, которые сидят на шкуре волка у своего жилища.

 

Ребенок 1: Десять тысяч лет назад! Вот это да! Здесь цивилизации нет и следа.

Ребенок 2: Нет не улиц, не домов, ни машины не одной. И вообще я не пойму, есть здесь кто-нибудь живой? (Выбегают двое детей в одежде первобытных людей, дети качают головой, удивляются).

Дикари (по очереди): Ах, какие мы ужасные! Ах, какие мы несчастные! Ах, какие мы плакучие, ах какие невезучие!

Ребенок 3: Кто-то плачет здесь, смотри, это вроде дикари, эй, скажите, господа, не случилась ли беда?

Ребенок 1: Почему здесь весь народ безутешно слезы льет?

Дикарь 1: Потому что мы плакучие. Потому, что невезучие.

Ребенок 2: Что у вас стряслось сейчас?

Дикарь 2: Три полянки есть у нас. На одну мы ходим есть, там такая травка есть, вызывает аппетит – чуть поешь и будешь сыт.

Дикарь 3: На второй трава другая, да лечебная такая! У кого чего болит – она мигом исцелит.

Дикарь 1: А на третью полянку, даже если спозаранку, кто придет – тот час заснет, Потому что там растет сон трава, навевает сон она.

Ребенок 3: Ну, так что же горевать? Есть где кушать, есть, где спать.

Дикарь 3: Раньше ели, раньше спали, а теперь мы все пропали!

Дикарь 2: Шли мы нынче спозаранку на съедобную полянку, перепутали дороги, истоптали все мы ноги.

Дикарь 1: Наконец, нашли потом и заснули крепким сном. Значит, там тогда росла сон-трава, а не еда.

Дикарь 3: Оттого, что не поели, все мы сразу заболели. Мы едва нашли дорогу, где лечебной травки много.

Дикарь 2: Но напрасно, как в тот раз, мы заснули в тот же час.

Дикарь 1: Та полянка, Боже мой, тоже с сонною травой!

Ребенок 4: Сколько здесь у вас дорожек. Перепутать каждый может!

Воспитатель: Ребята, давайте поможем бедным несчастным первобытным людям. Как можно обозначить тропинку, где растет вкусная трава для еды? (Знак «Столовая»)

Воспитатель: А там, где они будут лечиться, Какой им знак пригодится? (Знак «Больница»)

Воспитатель: На полянке с сон-травой мы поставим знак, какой? (Знак «Гостиница)

Ребенок 5: Чтоб зря ноги не топтать, надо эти знаки знать. И еще один совет: нужен вам велосипед.

Дикарь 1: Мы еще несчастней стали, потому что не видали

Ребенок 6: Эй, ребята, я не прочь Горю вашему помочь. Пусть нас с вами унесет машина времени вперед, Где через много тысяч лет изобрели велосипед. Дети приземляются и под I куплет «Песенки велосипедиста» Ребенок выезжает из-за ширмы на велосипеде и наталкивается на дикаря.

 

Дикарь 3: Ой, спасите, я пропал! Чуть в лапы зверя не попал!

Ребенок 7: Ты что кричишь? Зверей тут нет. Ведь это же велосипед.

Дикарь 2: Велосипед, вот это да! Я остаюсь здесь навсегда! (Пытается сесть на велосипед)

Ребенок 7: Подожди, не торопись, ты сначала научись.

Дикарь 3: Жать педали – ерунда! С ним я справлюсь без труда. (Едет на велосипеде, выходит Дама с собачкой).

Дама: Что за безобразие прямо! Я, порядочная дама, Не могу с моей малюткой даже выйти на минутку. Здесь кругом велосипеды постоянно едут, едут. Едут там и едут тут и того гляди сшибут. (Сталкивается с велосипедом). Ой-ей-ей! Ну, вот опять! Буду жалобу писать!

Дикарь 3: Вы, мадам, виновны были, вы меня не пропустили.

Дама: Но таких законов нет пропускать велосипед.

Дикарь 3: Вы виновны.

Дама: Нет, нет, нет! Виноват велосипед. Буду сейчас же добиваться запретить на них кататься!

Ребенок 8: Вы видали, что бывает, когда знаков не бывает? Непорядок. Значит нужно здесь поставить знак дорожный.

Ребенок 9: Эй, вниманье пешеходы! Здесь вот нет для вас прохода. Здесь в кружочке синий цвет, а на нем велосипед, Значит можно смело, братцы, здесь на «великах» кататься.

Ребенок 10: А в кружочке красный цвет, а внутри – велосипед. Здесь запомнить надо строго – велосипеду нет дороги!

Ребенок 11: Зато здесь может без хлопот ходить спокойно пешеход. И вы, мадам, и ваша крошка. Здесь – пешеходная дорожка.

Дама: И он меня здесь не сшибет? Вы удивительный народ.

Воспитатель: Здесь движенье – проще нет, пешеход, велосипед. А представьте, если б были здесь еще автомобили.

Ребенок 12: Давайте полетим в тот век, когда умней стал человек. И, превращая сказку в быль, он изобрел автомобиль.

Полет на машине времени. (Приземление, выходит ребенок, изображая старинный автомобиль под аудиозапись «Папа купил автомобиль).

Шофер: Эх, и классная машина! А кабина-то! А шины!

Ребенок 13: Эй, шофер, остановите, на машине прокатите!

Ребенок 13: Что случилось, не пойму. Остановка почему?

Шофер: А смотрите, знак стоит. Этот знак мы зовем по простому «кирпичом».

Ребенок 13: «Кирпичом»? Что это значит?

Шофер: Въезд туда запрещен.

Ребенок 13: Почему? Не понимаю.

 

Шофер: Подожди, сейчас узнаем (Выходят 2 скомороха).

Скоморох 1: Внимание! Внимание! Сюда проезда нет. На площади гуляние на весь на белый свет.

Ребенок 13 (шоферу): Ой, да здесь представление. Давай посмотрим!

Скоморох 2: У короля родилась дочь, принцесса в папеньку точь-в-точь. Король от счастья приказал устроить тут же карнавал.

Воспитатель: Карнавал этот нравится всем. Королевская чета, между тем, Принимает у себя поздравленья в честь малютки принцессы рожденья. Тут, к удивленью всех людей, спустились пять прекрасных фей, Принцессу тоже поздравляют, и что же ей они желают?

(Появляются 5 фей с волшебными палочками).

Фея радости: Я – Фея радости. Будь счастлива навечно!

Фея щедрости: Я – Фея щедрости. Богата будь, конечно!

Фея доброты: Я – Фея доброты. Пусть добрым будет сердце!

Фея красоты: Я – Фея красоты. Прекрасна будь, принцесса!

Фея правил и наук дорожных: Я – Фея правил и наук дорожных. Не зря кажусь я строгою, возможно. Наказ принцессе от меня такой: Чтобы всегда порядок и покой, Царил у вас в стране на всех дорогах. За ним следить сама я буду строго. И помните, когда у вас Авария случится в первый раз, Заснет глубоким сном принцесса дочь. И, уж ничто не сможет ей помочь. Прощайте, помните и будьте осторожны. Я – фея правил и наук дорожных.

 

(Феи уходят)

Королева: Ах, что она сказала, Боже мой! Что за наказ она дала такой? В тот самый час, когда в стране у нас авария случится в первый раз, Заснет глубоким сном принцесса дочь? (Плачут с королем)

Король: И уж никто не сможет ей помочь. Что же делать? Как же быть? Невозможно допустить, чтоб авария у нас приключилась сей же час. Королевский мой указ: «Чтобы все без исключенья. Знали правила движенья. И не только строго знали, Но и строго выполняли».

Воспитатель: С тех пор в королевстве учеба идет, дорожную азбуку учит народ. Учат все королевские жители: слуги, король, пешеходы, водители. (Жители королевства выходят с азбукой в руках и встают по залу врассыпную)

Воспитатель: А принцесса, ясно дело, к тому времени уж совсем повзрослела. Но не стала она исключеньем, тоже правила учит движенья. (Родители исполняющие роли придворных – держат знаки «Пешеходный переход», «Переход запрещен», «Главная дорога», «Уступи дорогу» и рассказывают об их значении, песней на мелодию «Дважды два четыре»).

Песня «Учим правила движенья»

Учим, учим правила движенья
Ищем от аварии спасенье.
Правила движенья каждый знать обязан
И навеки с ними каждый связан.

Король: Говорю всем строго: выйдя на дорогу, не шалить, не шуметь и не баловать. Чтоб у нас движенье шло без нарушенья, каждый житель страны должен знаки знать.

Королева: Это не секрет для многих если зебра на дороге, То любой из вас поймет – в этом месте переход.

Все: Да, да, да – переход, да, да, да – переход.

Король: Совершенно верно.

Придворные:

Если видишь этот знак, нарисован он вот так,
То запомни – это вот пешеходный переход (показывают).
А автобус обходить, кто не знает, может быть,
Только сзади можно очень осторожно.
Не рискуй напрасно, знай идти опасно,
Если ты на пути встретишь знак такой (показать знак «Переход запрещен»).
Это значит хода, нет для пешехода.
Поищи путь другой – вот совет простой.

 

Водитель: Этих знаков встретишь много, это главная дорога (показать знак). Эй, водитель, не зевай, смело путь свой продолжай.

Все: Да, да, да – продолжай, да, да, да – продолжай.

Король: Совершенно верно!??

Принцесса: Ну а если знак такой, то остановись, постой! (Показывает знак).

 

Он нам скажет строго: «Уступи дорогу» Ах, как надоело, знаки то и дело! Эти правила учу больше не хочу!

Воспитатель: И, конечно, новость эта разнеслась тот час по свету. (Выезжают 2 водителя на машинах).

Водитель 1: Слышишь, что говорит принцесса? Никакого интереса, В этих правилах дорожных, и без них прожить нам можно.

Водитель 2: Может и права принцесса?

Воспитатель: А дурной пример, известно, заражает повсеместно. И забыл народ со скуки про дорожные науки. Началась у них тогда на дорогах ерунда.

Водитель 1: Легковушка, брысь с пути! Должен первым я пройти.

Водитель 2: Видишь, главная дорога.

Водитель 1: Уноси скорее ноги, я сильнее, так и знай, мне дорогу уступай!

Воспитатель: Тут раздался аварии звук, в королевстве все вспомнили вдруг Феи правил дорожных наказ: Коль авария будет, хоть раз, Сном глубоким принцесса заснет. К дворцу весь сбежался народ.

Принцесса: Ах, не знаю, что со мной, не знаю, засыпаю, засыпаю, засыпаю…

Король: О горе мне; скорее все сюда! У нас случилась страшная беда. О, я несчастный. Как мне быть? (К Королеве) Как нам принцессу дочку разбудить?

Воспитатель: Не расстраивайтесь, король и королева. Сейчас мы с ребятами поиграем в веселую игру и попробуем разбудить принцессу, но условие такое: строго соблюдать правила движения. Дружно в ряд все вставайте и движение по команде начинайте. Если правила игры нарушите, то принцесса не проснется.

 

Игра «Стоп»

 

Король: Нет, не просыпается наша принцесса. Ну, что ж, тогда попробуем разбудить принцессу песней и все королевство обучить правилам, которые надо соблюдать на дорогах.

Песня «Запрещается-разрешается» (в конце песни дети дарят на память жителям королевства светофор и говорят слова напутствия).

Ребенок 14: На дороге не играть и не кататься, если живыми хотите остаться. Кто правил не знает, того научите и с правилами дорожного движения Постоянно дружите.

Королева и Король: Будем слушаться без спора приказаний светофора. Ну а правила движенья выполнять без возраженья.

Воспитатель: Ну а нам, ребята, пора в полет, машина времени нас ждет. До свиданья. Полетели!

Литература:

1. Как помочь ребенку быть грамотным пешеходом (Методические рекомендации для проведения занятий с детьми по Правилам дорожного движения), ГИБДД Красноярского края, Красноярск, – 2004г.
2. Сценарии праздников для старших дошкольников / Захарова С.Н.– М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, – 2006. – 262с.
3. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, – 2008. – 112с.